Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности

В повседневной жизни нам приходится довольно часто слышать, о том, как люди разговаривая между собой, говорят: "да,  у него комплекс  неполноценности"....

Так что же это за понятие "комплекс неполноценности"?

Начнем, пожалуй, традиционно с определения. Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.

Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека. Одним из симптомов комплекса неполноценности может быть демонстрация сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. 

Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.

Человеком, который описал  комплекс неполноценности, был австрийский психиатр, психолог, основатель собственной школы, одной из наиболее влиятельных, в западной культуре, так называемой  "школы индивидуальной психологии», коллега З. Фрейда - Альфред Адлер.

Его интерес к психологии развился из медицинской практики, которая обеспечила телеологический (ориентированный на цель) подход, необходимый для понимания психологических фактов. С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели: к периоду зрелости каждый из них имеет определенную форму. Более того природой устроено так что, организм преодолевает неполноценность либо компенсирует ее,  развитием другого органа в случаях органических дефектов. Жизнь всегда стремится продолжаться, а жизненная сила до последнего не сдается без борьбы. Развитие души, по мнению  А. Адлера,  аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации, преодолевая недостатки и трудности настоящего благодаря постулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла. Будучи слабым, ребенок чувствует свою неполноценность и находится в ситуации, которую с трудом может вынести.  

А. Адлер считал, что  направление жизни устанавливается только после фиксации цели.  «Иметь цель» — означает стремление быть как Бог. Но быть как Бог, конечно же, это предельная цель, или, если можно так выразиться, цель целей. Родителям, воспитателям следует быть осторожными в своих попытках воспитать детей быть подобными Богу. Фактически, было установлено, что  ребенок в своем развитии заменяет эту цель на более конкретную и непосредственную. Он ищет самую сильную личность в своем окружении и делает ее своим образцом, а подражание ей — целью. Это может быть отец или мать, так как мы обнаружили, что даже мальчик может быть под влиянием матери, если она кажется самой сильной личностью. Позже идеалом может стать доктор или учитель, ведь учитель наказывает детей, и поэтому к нему возникает отношение,  как к сильнейшей личности. Быть врачом — это  цель, выстроенная вокруг идеи богоподобия в желании быть хозяином жизни и смерти, но эта цель реализуется посредством служения обществу. Таким образом, когда формируется прототип ранний вариант личности, воплощающий цель, — устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Все это дает нам возможность понимания, что  может случиться в его жизни в дальнейшем. Ребенок будет воспринимать различные ситуации не такими, какие они существуют в действительности, но согласно личной схеме апперцепции, — иными словами, он будет воспринимать ситуации сквозь призму предубеждений своих личных интересов.

 В связи с этим был обнаружен весьма интересный факт, что дети с органическими дефектами связывали весь свой опыт с функционированием поврежденного органа. К примеру, ребенок с желудочными расстройствами проявлял повышенный интерес к еде, тогда как другой, с дефектом зрения, был более озабочен вещами, на которые нужно смотреть. Это повышенное внимание связано с личной схемой апперцепции, которая, как мы уже сказали, характеризует личность в целом. Таким образом, все вышеизложенное может навести на мысль, что для обнаружения сферы интересов ребенка, нам просто нужно убедиться, какой из органов поврежден. Однако все не так просто. А. Адлер подчеркивает, что говоря о   проблеме наследственности, что  не так важно,  что наследует человек,  важнее то, что он делает со своей наследственностью в ранние годы, — иными словами, важен прототип, который формируется ребенком в его окружении. 

Психологический контекст, приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное чувство неполноценности. Уже во время формирования прототипа они более интересуются собой, чем окружающими, и эта тенденция может остаться у них на всю последующую жизнь. Органическая неполноценность — это не единственная причина ошибок в прототипе, есть еще ряд ситуаций, которые могут быть их причиной. Например, ситуации избалованных и отвергнутых детей. У трех типов детей упомянутых выше формируется прототип с наименьшей степенью чувства общности. У них отсутствует такая ментальная установка, которая бы помогала им воплощать их жизненные планы или разрешать проблемы. Чувство поражения рождает в прототипе ошибочную установку в отношении жизненных проблем и тенденцию развивать личность в бесполезном направлении.

Важно отметить, что эти дети растут, испытывая затруднения и страх, потому, что развиваются в окружении, которое не учит их независимости. Чтобы быть человеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению.  Например, нам известно, что избалованного ребенка ожидает доля отверженного. Наша цивилизация такова, что ни семья, ни общество не желают бесконечно его опекать, и очень скоро избалованный ребенок сталкивается с жизненными проблемами. Фактически, его опыт на стадии прототипа будит в нем боязнь подобных ситуаций и заставляет искать опеку. Следовательно, качества такого индивида отнюдь не являются врожденными: установить их происхождение, возможно зная природу его прототипа и его цель. Прототип формируется в возрасте четырех или пяти лет, следовательно, наиболее важными являются детские впечатления именно этого периода. 

Одним из наиболее распространенных плодов родительского влияния в этом возрасте является чувство подавленности, вызванное чрезмерным отцовским или материнским наказанием ребенка или жестоким обращением с ним. Это заставляет ребенка искать облегчения своих страданий, что зачастую выражается в установке психологического избегания. Так, у некоторых девочек вследствие вспыльчивости отца формируется прототип, исключающий мужчин из-за их вспыльчивого характера. Либо мальчики, которым пришлось испытать подавляющее воздействие со стороны строгой матери, могут избегать женщин. Эта установка избегания может, конечно, выражаться по-разному: например, ребенок может стать робким, или может быть сексуальным извращением (что является просто другим способом избегания женщин). Извращения не являются врожденными, а формируются обстановкой, в которой ребенок живет годами. За ранние ошибки в детстве приходится дорого расплачиваться.

Остановимся более подробно  на том,  какие факторы влияют на формирование определенного прототипа. Клиническая практика А. Адлера показала, что стремление к совершенствованию может быть заблокировано в том случае, если детство протекает в неблагоприятной ситуации.

Адлер выделил три неблагоприятных ситуации детства: органическая  неполноценность, отвергнутые дети, избалованные дети.

Органическая неполноценность.  Дети, страдающие каким-либо заболеванием с раннего детства, заняты в основном преодолением органических страданий, поэтому в них сложно пробудить социальный интерес, ощущение своего вклада в жизнь. Следствием этого, будет, более ярко выраженное  ощущение своей неполноценности.

К органическим недостаткам могут относиться:

 - слабость, болезненность; - неуклюжесть, косолапость, другие признаки моторного недоразвития;- инфантильные дефекты вроде косоглазия, глазных тиков и пр.; -уродства и признаки внешней дегенерации;- леворукость; -недостатки конституции: малый или слишком большой рост, кривые или иксообразные ноги; -недостатки органов чувств: близорукость, тугоухость и др.; -заикание и другие речевые дефекты; -рвота, ночное недержание мочи, ненормальность стула и т.д.

К этой же области могут быть отнесены любые недомогания или признаки, за которые ребенок подвергается отвержению, обидам, насмешкам или наказаниям.

Именно трудности, связанные с физическими несовершенствами, наиболее часто являются первопричиной чувства неполноценности, и здесь снова необходимо упомянуть, что корнем проблемы является не органическая неполноценность, а социальная неприспособленность, которая за ней следует. Этот факт свидетельствует о возможностях обучения и воспитания. Если человека обучить социально, приспосабливаться, то его органические повреждения вполне могут превратиться из помех в ценные качества.

А. Адлер,  опираясь на свои наблюдения,  постулировал,  что органические расстройства могут быть началом очень стойкого интереса, который, при надлежащем развитии в процессе обучения, может управлять всей жизнью человека, а при условии, что он будет направлен в полезное русло, может играть важнейшую роль в жизни личности.

Например: дети левши, им часто приходится слышать упреки, критические замечания и насмешки. Но это грубая ошибка, — необходимо упражнять обе руки ребенка. Левшу можно узнать еще в колыбели, потому что левая рука у него двигается быстрее правой. В будущем его может тяготить изъян его правой руки. С другой стороны, у таких людей часто развивается большой интерес к своей правой руке и кисти, который может выразиться, например, в рисовании, письме и т. д. Нет ничего удивительного в том, что ребенок-левша может быть обучен лучше, чем нормальный ребенок. По причине своей заинтересованности он, так сказать, раньше включился, и, таким образом, его недостаток способствовал более старательным занятиям и упражнениям. Зачастую подобная ситуация бывает большим преимуществом в развитии артистических способностей и художественных талантов. Обычно ребенок, находящийся в подобном положении, амбициозен, он стремится преодолеть свои ограничения. Иногда, однако, если борьба эта слишком безжалостна, в нем могут развиться зависть или ревность, а отсюда —сильное чувство неполноценности, преодолеть которое труднее чем обычно.

Многие дети страдают дефектами зрения, слуха, легких или желудка. А. Адлер обнаружил в своих исследованиях, что эти недостатки стимулируют их интерес.

Любопытный пример — случай с человеком, который страдал от приступов астмы только по вечерам по возвращении домой из офиса. Это был женатый сорокапятилетний мужчина с хорошим положением.

Клинический случай: «Когда я прихожу домой, я хочу покоя, хочу наслаждаться домом, тогда как моя жена желала бы отправиться в гости, и поэтому она жалуется, что ей приходится сидеть дома. Это удручает меня, и я начинаю задыхаться» .

Почему же этот человек задыхается: почему его, скажем, не тошнит? А дело в том, что он всего лишь верен своему прототипу. В детстве, вследствие какой-то болезни ему долгое время пришлось оставаться в бинтах, и тугая повязка мешала его дыханию, причиняя также массу других неудобств. В их доме была прислуга, которая была сильно к нему привязана и была готова целыми днями сидеть рядом с ним и утешать его. Отдавая ему все внимание, она забывала о себе. Тогда-то у него и сложилось впечатление, что его будут развлекать и утешать всегда. Когда мальчику исполнилось четыре года, сиделка вышла замуж и уехала. Провожая ее на станцию, он горько рыдал. После этого он сказал своей матери: «Теперь, когда моя няня уехала, в мире для меня больше нет ничего интересного».

 Мы видим, что с тех пор он не изменился, и уже, будучи взрослым, он ищет идеального человека, который бы всегда развлекал и утешал его и интересовался бы только им одним. Проблема была не в недостатке воздуха, а в том, что его не развлекали и не утешали непрерывно, — естественно, не так просто найти человека, который бы на это согласился. Он хотел всегда управлять ситуацией, и до определенной степени болезнь помогала ему в этом преуспеть. Так, когда он начинал задыхаться, его жена уже не хотела идти в театр или на вечеринку. Таким образом, он достигал «цели превосходства». Сознательно этот мужчина всегда был правдив и порядочен, но на уме у него было желание побеждать. На этом клиническом случае  мы имеем возможность увидеть, как проявляется комплекс превосходства, который, несомненно,  является, противоположным полюсом комплекса неполноценности.

Предлагаю, вместе рассмотреть еще одну историю,  на  примере  биографии известного художника, как физические несовершенства, в сочетании с определенным отношением в семье его родителей к нему в раннем детстве, оказали влияние на его развитие,  в том числе  на  формирование  прототипа и цели жизни.

"Подумать только! Я никогда бы не стал рисовать, если бы мои ноги были чуть длиннее".

Анри де Тулуз-Лотрек

  Тулуз-Лотрек.jpg

 

Анри де Тулуз-Лотрек по рождению принадлежал к высшему свету Франции, что предрекало ему блестящее и спокойное будущее. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе...

24 ноября 1864 года, в ночь, когда над Альби разразилась сильнейшая осенняя гроза, в замке Боск родился самый неоднозначный художник постимпрессионизма. Новорожденному дали имя, соответствующее его высокому происхождению, - Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа. Его родителями были двоюродные брат и сестра граф Альфонс де Тулуз-Лотрек и Адель де Монфа. Отец хотел воспитать из Анри спортсмена, поэтому часто брал его с собой на бега и в Булонский лес. Он учил мальчика оценивать коня с точностью и тщательностью натуралиста, анализировать его качества. Граф Альфонс брал с собой сына не только на ипподромы, но часто водил его в мастерскую своего друга, художника Рене Пренсто, который создавал блистательные портреты лошадей и собак, никогда не рисовал их в состоянии покоя, а только в движении. Отец и сын вместе брали уроки у этого уже признанного художника.

Анри обладал веселым нравом, был любознательным и сообразительным ребенком, но при этом рос хилым и слабым.   Мать Анри поощряла его интерес  к рисованию и старалась развить его способности. Но в жизни Анри  произошли с небольшим промежутком во времени два трагических  события, одно, когда ему было  13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, поскользнулся на паркете и  сломал  ногу, а спустя время, чуть больше чем через год ,  будучи подростком, Анри прогуливался  с матерью в окрестностях Бережа, упал в небольшую канаву, получил перелом другой ноги. Кости были очень хрупкие, генетически, от чего и произошли эти два перелома,  и  не желали правильно срастаться, это привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. Его мать, графиня Адель, отчаянно стремилась вылечить сына, возила по разным курортам, нанимала лучших врачей, но никто не был в силах помочь ее любимому сыну.

 

 

Тулуз-Лотрек 2.jpg

Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться. К 20 годам он превратился в карлика: непропорционально большие, голова и тело, приставленные к тоненьким и хилым ножкам ребёнка.  Рост его не превышал 150 сантиметров. Во время болезней Анри много рисовал, уделяя этому гораздо больше времени, чем школьным предметам и продолжал брать уроки у Пренсто. Талант мальчика развивался быстро и, несмотря на то, что занятия многому его учили, скоро и этого уже было недостаточно, потому что в своих способностях он всегда стремился двигаться вперед. Мастер Пренсто понимал это и посоветовал Анри перебраться в Париж, чтобы поступить в мастерскую к известному портретисту Леону Бонна. Анри так и сделал и вскоре обучался у Бонна. Мать молодого художника была очень рада такому повороту событий в жизни сына, ну, а сам Анри был просто счастлив.  

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно, после трагических случаев, подорвавших здоровье художника.  Нужно отдать должное, как мужественно молодой человек переносил свою болезнь, компенсируя её своим потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью. Однако, семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес, ему не нравилось творчество  сына, и он не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах,   Анри вынужден был взять псевдоним или вовсе не пописывал свои работы. Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни.

Он много времени проводил в кабаре,  рисуя  танцующих,  физически здоровых людей,  схватывая их движения в танце, как будто и в этом пытаясь справиться со своим недугом. Мы можем в качестве гипотезы предположить, опираясь на теорию А. Адлера, что А. Тулуз-Лотрек создавал яркие захватывающие картины, реализуя через зрительные образы возможность слияния с ними, как если бы они были его продолжением и помогали ему обрести полноценность.

Из биографии А. Тулуз-Лотрека, мы видим, что он от рождения обладал очень слабым здоровьем. Он рос хилым и слабым ребенком,  так сложилось,  что  по факту рождения, у Анри были генетически  хрупкие  кости, что и привело в последствие к трагедии.  Но отец, начиная с раннего детства, старался сделать его более сильным физически, увлекая его своим образом жизни и интересами. И в целом как мы видим из биографии,   родители развивали его в разных областях жизни,  в том числе очень активно  поощряли его интерес  к занятиям   живописью. На протяжении всей своей жизни, начиная с раннего детства, А. Тулуз-Лотрек получал большую поддержку  от  матери, что , как мы уже знаем из теории способствует преодолению, чувства неполноценности и помогает самореализации человека и его адаптации в жизни.  Все эти факторы повлияли на формирование прототипа и цель жизни. И  вопреки физически слабому здоровью от рождения а также двум несчастным случаям, превратившим его в калеку на всю жизнь,  А. Тулуз-Лотрек смог максимально,  на сколько, было возможным, справиться с чувством неполноценности проявив себя в творчестве и обрел признание своего таланта еще при  своей жизни.

Лотрек.jpg

Анри Тулуз-Лотрек "Танцующая Джейн Авриль"

 

Помимо трудностей детей с поврежденными органами, в школе также начинаются проблемы у многочисленных избалованных детей.

Избалованные дети.  Неблагоприятная  ситуация детства - избаловывающая атмосфера  в семье. В такой семье  ребенок  не учится реально оценивать ситуацию, свои возможности и ограничения. Он ожидает, что его желания будут исполняться и ему не придется прикладывать для этого никаких усилий. Впоследствии, когда, он вырастает и перестает быть центром всеобщего внимания, такой ребенок переживает травму,  чувствуя, что мир отверг его. Так как из-за способа организации школ физически невозможно, чтобы один ребенок все время был центром внимания. Совершенно случайно может произойти так, что добрый и мягкосердечный учитель будет опекать своих любимцев, но так как ребенок переходит из класса в класс, в какой-то момент он все равно потеряет эту опеку. В дальнейшем его дела пойдут еще хуже, так как в нашей цивилизации не проявляют большого уважения к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить. Все эти проблемные дети обладают характерными чертами: они плохо адаптируются в сложных жизненных ситуациях; они чрезвычайно амбициозны, и хотят устанавливать личные правила, не учитывая интересы общества. В довершение всего, они недружелюбны и постоянно ссорятся с окружающими. Как правило, они трусливы, так как им недостает интереса и сил решать проблемы, которые ставит жизнь: из-за чрезмерной опеки в детстве они оказались не подготовленными к ним. Еще одна характерная черта, которую мы обнаружили у таких детей — это осторожничание и склонность к постоянным сомнениям. 

Они либо откладывают решение своих проблем, либо вовсе уходят от них, останавливая свое движение и никогда ничего не доводя до конца. Часто неправильный стиль жизни остается скрытым и неузнанным дома, но выходит на поверхность в школе. Как избалованные дети, так и дети с органическими дефектами всегда хотят «исключить» трудности жизни, так как их сильное чувство неполноценности лишает их возможности справляться с ними. Кроме двух вышеупомянутых типов, необходимо рассмотреть также тип отвергнутых детей.

Отвергнутые дети. Ребенок, переживающий отвержение, изначально имеет ложное представление о жизни. Для него  это существование, в котором нет места поддержке, любви сотрудничеству. Он одинок в своем преодолении проблем и решении задач, предлагаемых жизнью, сталкиваясь с проблемной ситуацией, такой ребенок будет недооценивать свои возможности, и преувеличивать трудность возникшей ситуации. Повторяющиеся неудачи лишают его уверенности, доверия к себе и окружающему миру. Как правило, ребенок, принадлежащий этому типу, производит отталкивающее впечатление, это вечно ошибающееся, ущербное существо, абсолютно не подготовленное к социальной жизни. Возможно, из всех типов, у него возникают наибольшие трудности в школе.  В этих трех ситуациях выходит на поверхность то, что сложилось в период формирования прототипа, и прежде всего,  становятся очевидными результаты их недостаточной адаптации в семье. Все ошибки прототипа, непроявленные благодаря смягчающим семейным факторам, выявляются в новых ответственных ситуациях жизни. Также на формирование прототипа оказывает влияние и порядок рождения, остановимся на этом подробнее.

Порядок рождения.

Семья и порядок рождения.

Согласно мнению А. Адлера, семья - это первая социализирующая структура, которая помогает ребенку войти в большой социум, понять правила, необходимые для выживания в нем, сделать выводы о своей собственной ценности и значимости в обществе. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед семьей, является построение целей жизни и системы ценностей. Помимо детско-родительских отношений, о которых часто упоминают различные авторы, А. Адлер обратил внимание, что отношения между братьями и сестрами, положение ребенка в семейной иерархии, способствуют формированию различных типов личности.

                При определении порядка рождения какого-либо ребенка в семье следует придерживаться некоторых правил:

1. Важно обращать внимание на психологическое положение ребенка в семье, а не на хронологический порядок появления детей, на свет. Так из двух детей, среди которых старший физически не очень здоров или несколько отстает в развитии, а младший вполне соответствует возрасту и здоров, психологически родители могут воспринимать младшего ребенка как старшего и т.п.

2. Если разница между двумя детьми более 5 лет, то их следует рассматривать не как старшего и младшего, а как двух отдельных детей. Происходит это потому, что правила взаимодействия и стиль жизни формируются именно к 5-6 годам, а, следовательно, психологическая позиция старшего ребенка как единственного уже определилась и появление младшего  мало повлияет на нее. При этом возможно, что старший ребенок выполняет функцию дополнительной родительской фигуры для младшего.

3. При определении психологической позиции следует также учитывать этнические, религиозные и культурные особенности семьи, а также стиль воспитания, свойственный родителям.

Учитывая эти правила, можно дать наиболее общие характеристики, свойственные детям,  в связи с порядком рождения.

старшие дети: самостоятельны, инициативны, независимы, стремятся заслужить одобрение взрослых и значимых людей, легко адаптируются к взрослому миру, как правило, хорошо учатся; Эти люди любят командовать, управлять, обладают развитой конкурентоспособностью. Часто они становятся: управленцами, учителями, администраторами, директорами школ и т.п. Обычно это когнитивно направленные люди.

единственные дети: по своим психологическим характеристикам похожи на старших. Отличием является их неумение работать в команде. Эти люди при принятии групповых решений, в том случае, если они противоречат их мнению, стремятся изолироваться. Как правило, их реакция на конфликт - уход, так как отсутствует опыт конструктивного разрешения конфликта. Для них характерен род деятельности, в котором они могут проявить себя в одиночку;

второй ребенок: радикально отличается от старшего, часто занимает психологическую позицию бунтаря, его  положение весьма своеобразно и неповторимо. Так как у него всегда есть лидер, движущийся параллельно, его ситуация разительно отличается от ситуации первенца. Обычно второй ребенок обгоняет своего лидера, и если разобраться в причине такого положения вещей, можно обнаружить, что старшего ребенка попросту раздражает наличие соперника, и это раздражение, в конце концов, отражается на его положении в семье. Старший ребенок начитает бояться соревнований и не особо в них преуспевает. Он все больше прислушивается к поощрениям своих родителей, которые начинают ценить второго ребенка. Напротив, второй ребенок изначально противопоставлен лидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будут отражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре он бунтовщик, не признающий власть или авторитет.

средние дети: часто они живут под девизом "жизнь ко мне не справедлива". Они могут занимать одну из двух позиций: жалобщика или миротворца. Это люди, которые всю жизнь ищут справедливости. Их профессии, как правило, тоже связаны с восстановлением справедливости: юристы, врачи, мед. сестры, психологи, учителя);

младшие дети: иногда на всю жизнь остаются "вечными детьми". Часто за маской "малыша" скрывается умелый манипулятор, заставляющий все окружение заниматься только собой. Эти люди, как правило, более творческие, занимают созерцательную позицию, артистичны. Часто их профессии связаны с искусством;

близнецы: их психологическая позиция определяется родителями, и состоянием здоровья. Семейные рассказы и воспоминания об их рождении и детстве, определяют, кто в паре близнецов старший, кто младший.

Как уже было сказано, психологическая позиция ребенка, является условной конструкцией, Однако, именно она, вкупе с другими составляющими, образует стиль жизни.

Мы никогда не найдем двух детей, которые бы росли в одинаковой ситуации, даже если они рождены в одной семье. Внутри одной семьи существует совершенно особая атмосфера вокруг каждого ребенка. Так, печально известны условия жизни первенца. Вначале первый ребенок — единственный, и поэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второго ребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему не по вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью, которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью его прототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станет взрослым. Случаи из практики показывают, что такие дети всегда болезненно переживают свое ниспровержение.

Рассмотрим пример такой ситуации на истории жизни  очень известного голландского художника Винсента ван Гога.

Признаюсь, мне тоже  нужны,  красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость.

Винсент ван Гог.

Ван-гог.jpg

Из биографии Винсента ван Гога, нам известно, что он родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, рядом с бельгийской границей. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.

Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первые недели жизни.  Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862).

 

Ван-Гог в 62г..jpg

Ван Гог примерно в 1866 году

Как видно из фактов биографии,  Винсент ван Гог  был вторым по порядку рождения, но стал первым, в связи со смертью брата ему дали имя которое предназначалось умершему брату, его родители часто вспоминали при нем об умершем брате, мать Винсента очень болезненно переживала смерть первого ребенка.  А также следует обратить внимание,  на то,  что спустя два года, в его семье родилась сестра Анна. Как уже говорилось выше, согласно теории  А. Адлера прототип формируется  до 4-5 лет.  После рождения второго ребенка, в данной ситуации речь идет о его сестре, он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, по теории А. Адлера, и это становится трагедией в жизни ребенка: он обладал властью, которой теперь лишился.  Ощущение трагедии становится частью его прототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станет взрослым. Как будто уже в истории прихода Винсента ван Гога в этот мир были заложены элементы, которые пройдут красной нитью через всю его жизнь полную отвержения и трагедии.

Домашние помнили Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера — был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым.  О своем детстве он вспоминал так: «Мое детство было мрачным, холодным и пустым…» Жизнь Винсента Ван Гога нельзя назвать простой – непохожий на свою семью, где испокон веков все были либо антикварами, либо состояли на духовной службе, Ван Гог стремился найти своё место в жизни, и вряд ли в том преуспел. Сначала он вроде как не прочь был продолжить семейную традицию. Он довольно длительный период времени искал себя в выборе профессии, занимался продажей картин, его уволили из  фирмы по причине плохой работы, а позднее он прошел обучение для того, чтобы тать священником, как его отец. Но  и оттуда он был отстранен от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это явилось серьезным ударом по эмоционально-психическому состоянию. В семейной жизни Винсент ван Гог тоже терпит неудачи.  В его жизни было  три женщины, с которыми он пытался завязать отношения, но так и не смог построить не с одной из них отношений.  Одна из них, дочь хозяйки квартиры,  в которой, он снимал себе комнату.  Он был в нее  очень сильно влюблен, но она  отвергла его искренние и очень сильные чувства, как и в будущем его любовь к кузине не получила взаимности и его чувства снова терпят отвержение, которое он очень тяжело переживает. Лишь ненадолго,  ему удалось устроить свою личную жизнь с уличной проституткой, беременной, но не от него,  на момент их знакомства, которую Винсент приютил у себя,  но и эти отношения не продлились. Каждое из этих событий в веренице жизни Ван Гога оставляли глубокие душевные раны. Только к двадцати семи годам В. Ван Гог определяется с  выбором профессии – ремесла и все его устремления направляются на желание стать художником, и он начинает себя искать в творчестве. Но и здесь он сталкивался, непониманием и непринятием его как художника, так известно, что за весь его творческий путь, была продана лишь одна его картина.

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле, Арль, ноябрь, 1888

Ванн-Гог рис.jpg

В заметках Ван Гога лидируют депрессивные темы: нищета и  бесполезность его усилий соединиться с любимой женщиной; безнадежность в достижении профессиональных и личных успехов; опасения преждевременной смерти.  Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки.   Вот одна из цитат из его писем.

"Бог - это мигающий маяк, который то вспыхивает, то гаснет.  Сейчас, мы несомненно переживаем такое мгновение, когда он погас.  Как, хотелось бы мне, чтобы нашлось,  нечто такое, что успокоило и утешило бы нас, что помогло бы нам не чувствовать себя виновными и несчастными и идти по жизни, не страдая от одиночества, не сбиваясь с пути, ничего не боясь и не рассчитывая лихорадочно каждый свой шаг, которым мы, сами того не желая, можем причинить зло нашим ближним!  Я хотел бы стать таким, как чудесный Джотто, который, по словам его биографа, вечно болел, но всегда был полон пыла и новых мыслей. Как я завидую его уверенности, которая в любых обстоятельствах делает человека счастливым, радостным, жизнелюбивым!"

Он продал при жизни лишь одно свое произведение – "Красные виноградники в Арле". А слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы! 

Ваг-Гог автопортрет.jpg

Таким образом, опираясь на информацию полученную из биографии и переписки Ван Гога и его младшего брата Тео,  мы имеем возможность видеть, как отношение в семье к ребенку в ранний период его жизни и порядок рождения, а  Винсент ван Гог родился вторым, но стал первым по причине смерти его брата, и  безусловно незавершенный процесс  горевания,  его матерью в первую очередь, и отцом о  смерти их  первенца, а также то  обстоятельство, и его чувство вины по этому поводу , и то что  спустя меньше чем два года рождается следующий  ребенок  в его семье , и очевидно прохладное,  отстраненное  отношение к Винсенту его родителей , заставляли его  все время сравнивать себя с умершим братом, задавая вопрос, а каким бы был он , как если бы, он до сих пор был жив.  И как будто  место Винсента ван Гога было занято в сердцах  его родителей первым умершим ребенком, а Винсент занял его место «незаконно». Эти причины сформировали в нем чувство неполноценности, которое отразилось во всех областях его жизни. Как в  поисках себя в профессии сопровождающиеся неудачами и отвержением, так  и не устроенностью в личной семейной жизни, но все же благодаря,   поддержке и любви его младшего брата, Тео,  Винсенту ван Гогу начиная с 27 лет,   удалось ярко и плодотворно раскрыть себя в творчестве, сыскав мировую популярность, и признание его, как большого самобытного художника, правда, только после смерти.

Существует также определенный тип детей, которые не верят в себя и боятся проявлять себя. Они, предпочитают держаться от других на расстоянии, и стараются не попадать в новые ситуации, но пребывать в узком кругу, в котором они чувствуют себя в безопасности. Позднее, в  школе, в жизни, в супружестве они ведут себя так же, в своем маленьком пространстве им легче достичь превосходства.

Подобная черта обнаруживается у множества людей. Все они забывают, что для того, чтобы добиться чего-нибудь, нужно быть готовым к любым ситуациям. Контакты с другими — важный аспект его развития. Так, дети с развитым чувством неполноценности намеренно избегают более сильных детей, и играют с теми, кто слабее их, кто позволяет управлять собой и подавлять себя. Это — ненормальные, патологические проявления чувства неполноценности, и чрезвычайно важно понимать, что определяющее значение имеет не ощущение неполноценности, а его сила и характер. Ненормальное чувство неполноценности получило название «комплекс неполноценности». Слово «комплекс»,  которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает, прежде всего, преувеличенное чувство неполноценности и стремление к превосходству.  Если взглянуть,  на это иначе, то это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы будем удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства. Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти. По-видимому, это общее человеческое свойство — это касается,  как детей, так и взрослых, — что, когда они, чувствуют себя слабыми, их чувство общности угасает, и они начинают стремиться к превосходству. Их способ разрешения жизненных проблем устремляется на достижение личного превосходства и никак не учитывает жизнь общества. Пока человек, стремясь к превосходству, умеряет свой пыл общественными интересами, его действия приносят пользу и его активность конструктивна. Когда же его чувство общности приглушается,  он теряет способность реально решать проблемы. В заключении,  изложения общей идеи комплексов неполноценности и превосходства, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание, на то что чувство неполноценности есть у каждого человека. Оно не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. Патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекс превосходства может стать одним из методов избежать своих трудностей.

Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым. У нормального человека нет ни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств.

 

 

Записаться на прием
Позвоните нам по телефону 8 (812) 703-22-46
или оформите on-line заявку на сайте.